История музея

«Стоял тот дом, всем жителям знакомый, –
Его еще Наполеон застал…»

Эти строки как будто о том доме, в котором сейчас располагается Государственный культурный центр –  музей В. С. Высоцкого «Дом Высоцкого на Таганке». История дома уходит корнями в ХVII век, когда здесь была Тетеринская слобода.

Идея создания музея Владимира Высоцкого возникла сразу же после смерти поэта в 1980 году. В Театр на Таганке, с которым Высоцкого связывало 16 лет жизни, приходили многочисленные письма от почитателей его таланта, туда же поступали и экспонаты для будущего музея. При театре сформировалась инициативная группа, занявшаяся комплектованием фондов будущего музея, проведением различных акций памяти Владимира Высоцкого. 16 января 1989 года вышло Поручение Совета Министров СССР о создании музея, а летом того же года Исполком Моссовета организовал Дирекцию по созданию ГКЦМ В. С. Высоцкого.

Каким быть музею Высоцкого, решалось в ходе проектного семинара, организованного Дирекцией по созданию культурного центра-музея, 24 – 31 января 1990 года в Щелыкове Советским фондом культуры и ЦК ВЛКСМ. Тогда же была выработана структура музея, а так же подытожены данные анкетирования населения, проведенного Дирекцией совместно с Институтом социологии АН СССР. На вопрос: «Каким быть музею Высоцкого?» – большинство ответили, что он должен быть многофункциональным (музей, культурный и научный центр), а имя ему выбрали: «Дом Высоцкого на Таганке».

Спасение в том, что сумели собраться на площадь не сборищем сброда, спешащим глазеть на Нерона, а стройным собором собратьев, отринувших пошлость.
(Белла Ахмадулина)

В начале июля 1990 г. группа штатных сотрудников Дирекции по созданию музея пришла в дом № 3 Нижнего Таганского тупика, в квартиру № 2, откуда должны были выехать жильцы (дом уже несколько лет был списан с жилого фонда). Квартира была заперта, зато во дворе увидели стену, ту самую, что была запечатлена на пленке итальянского телевидения (и которая ошибочно связывалась с Большим Каретным). Однако фотографии Владимира Мурашко подтвердили догадку. Это именно тот дом! Решение было принято. Музей должен быть именно здесь: ведь Высоцкий писал именно о таком доме: дом стоит на склоне обрыва, «всеми окнами обращен в овраг, а воротами на проезжий тракт» – именно на проезжий, хотя и называется: тупик. Под обрывом – банька (Тетеринские бани). Да, в этом доме Высоцкий не жил, не работал, здесь не было его личных вещей, но этот дом, двор, тупик, обрыв – образ той Москвы, которую он заметил и описал, образ его песен, его пути – наперекор всему, через любые тупики, вдоль любых обрывов.

Первой акцией Музея была выставка к десятилетию кончины Владимира Высоцкого: «Высоцкий в контексте Русской культуры» (автор концепции А. Гостев, художник – А. Тавризов). Выставка размещалась в зале Фонда Культуры СССР (Музей еще не имел своего помещения), а затем на ВДНХ. Ее посетили более 3000 человек. А в 1992 году был создан Государственный культурный центр-музей В.С.Высоцкого “Дом Высоцкого на Таганке”.

В 1996 году его директором стал Никита Владимирович Высоцкий, сын поэта. Тогда же музей приступил к полной реконструкции и ремонту здания и освоению всех принадлежащих ему помещений.

Сегодня же, ГБУК города Москвы “Государственный Музей Владимира Высоцкого” – это культурный и научный центр, занимающийся сбором, изучением материалов, отражающих жизнь, творчество Владимира Высоцкого, эпоху, в которую он жил. Двери музея открыты для всех, кому дорого имя поэта, его стихи, песни, роли.

 

 

Купить билет