Высоцкий без границ
«Его никто не знал, и на него не обращали внимания. Я уже не помню, кто предложил ему спеть. И когда он взял гитару и начал петь, комната в считанные минуты заполнилась людьми. Они не понимали слов, но были ошарашены. Люди смотрели, слушали и были совершенно очарованы им. Он мгновенно стал звездой». Так вспоминал американский кинорежиссер Милош Форман, присутствовавший однажды на одном вечере в Лос-Анджелесе, где собрались всемирно известные актёры – Лайза Минелли, Роберт де Ниро, Пол Ньюмен, Грегори Пек. Среди гостей были Марина Влади и её муж Владимир Высоцкий.
Восприятие Высоцкого во многих странах было именно таким же восторженным и неравнодушным, не говоря уже о его всенародной славе на родине, где многие строчки его песен стали афоризмами и пословицами. И сегодня русская и мировая культура ХХ века непредставима без имени Высоцкого. Его стихи и песни переведены более чем на двести языков мира, его поэзия изучается в школах и университетах, проходят международные конференции, посвященные его поэтическому наследию.
В семидесятые годы Высоцкому приходилось неоднократно бывать за границей и как гостю своей жены, Марины Влади, и как актёру театра на Таганке и как русскому поэту. Художник Михаил Шемякин, познакомившись с ним в 1975 году, загорелся желанием записать песни Высоцкого. Для этого он купил современную аппаратуру и в течение четырех лет, когда Высоцкий оказывался в Париже. где тогда жил и работал Шемякин, он фиксировал на магнитофон старые и новые песни Высоцкого. Впоследствии эти записи были изданы на семи дисках в США и в России.
В 1975-1977 гг. Высоцкий записал во Франции и Канаде материал, который лёг в основу трех долгоиграющих виниловых пластинок, вышедших в свет в марте и в декабре 1977 г. Аранжировки, выполненные в большинстве случаев музыкантом Константином Казанским, принесли песням Высоцкого залуженную славу за рубежом еще при жизни поэта.
Впервые на американскую землю Высоцкий ступил в июле 1976 года. Был он там проездом из Франции в Канаду, где записал пластинку, вышедшую позднее в Париже. Через два года, познакомившись с импресарио Виктором Шульманом, Высоцкий решает провести турне по городам США. Разрешения на проведение гастролей у Высоцкого, естественно, не было, так что вполне понятно его желание избежать, насколько это было возможно, ненужной шумихи. Всё держалось в секрете почти до самого начала гастролей. В анонсе газеты «Новое русское слово» говорилось: «Славянские факультеты нью-йоркских университетов и отделы русского языка в Хайскул проводят концертно-поэтические встречи с Владимиром Высоцким 17-24 января 1979 г.», далее следовал перечень городов и мест, где концерты должны были проходить. Первые концерты прошли в Нью-Йорке, в Бруклин Колледже и Куинс Колледже. Затем последовали города Бостон, Элизабет, Филадельфия, Детройт, Чикаго и Лос-Анджелес.
Откликаясь на выступления Высоцкого в Америке, газета «Нью-Йорк Таймс» 22 января 1979 г. писала:
«Тонкий, весело-колкий человек … г. Высоцкий называет себя актёром и поэтом, поющим для друзей и чтобы усилить воздействие своих стихов. Это несправедливо по отношению к его талантам.
Его рифмы и каламбуры совершенно необычны, его музыка неотделима от слов… г. Высоцкий – декламатор редкого темперамента… Его голос – это горловой рык, а его игра на гитаре безнадежно не в тон. Но на деле он использует гитару как тонально модулированный ударный инструмент, и в этом качестве она служит прекрасно. Его песни в большинстве своем – характерные скетчи, описывающие слабости обыкновенных русских людей. Способность г. Высоцкого описывать различные характеры – иногда одновременно несколько в одной песне – держала публику в напряжении и позволила его песням дойти с очаровательной ясностью даже до любого постороннего